Человеческие расы  

РАВНОПРАВИЕ РАС И НАЦИЙ В СССР

В царской России народы и племена были бесправны и находились в состоянии крайнего экономического и национального угнетения. Узбеки, казахи, карелы, якуты и другие нерусские народности считались инородцами; многих называли обидными или искаженными прозвищами, например: марийцев — черемисами, узбеков — сартами, ненцев — самоедами. По отношению к инородцам велась жестокая политика обрусения, местные языки и наречия преследовались. Господствующие классы сеяли рознь между народами, входящими в состав России, и таким путем стремились удерживать власть в своих руках.
Русский народ, которого провозглашали великодержавным, в своей массе тоже страдал от жестокой экономической эксплуатации со стороны аристократии, буржуазии, царя, помещиков. Аристократы культивировали легенду о голубой крови и белой кости, всячески отгораживаясь от народных масс, считая их низшими.
Великая Октябрьская социалистическая революция лишила эксплуататоров их власти. Народы России смогли иступить на путь широкого социально-экономического и культурного развития в составе многонационального государства. Началась консолидация народов СССР на основе ленинской национальной политики.
Под руководством Коммунистической партии и с помощью великого русского народа, как старшего брата, образовались союзные и автономные советские республики, автономные области и национальные округа. Это способствовало наравне с коренными социально-экономическими преобразованиями поднятию материального благосостояния всех народов нашей Родины, глубоким изменениям быта, расцвету культуры — национальной по форме, социалистической по содержанию.
Прогрессивное развитие национальной культуры стало весьма ощутимым уже в течение первых лет советской власти: везде строились школы, быстро распространилась грамотность и письменность на родных языках, развивались и поднимались на более высокий уровень национальная литература, искусство, музыка, создавались местные кадры научных работников. Ранее обреченные па постепенное вымирание, таджики, марийцы и другие окраинные народы царской России быстро шли по пути расцвета. Преодолевалась и ликвидировалась прежняя экономическая и культурная отсталость.
Последовательное проведение ленинской национальной политики в жизнь пародов нашего отечества ознаменовалось историческим решением I Съезда советских социалистических республик 30 декабря 1922 г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
Таким образом, вполне осуществились пророческие слова В. И. Ленина, сказанные им еще в январе 1918 г.: ... я глубоко убежден, что вокруг революционной России все больше и больше будут группироваться отдельные различные федерации свободных наций. Совершенно добровольно, без лжи и железа, будет расти эта федерация, и она несокрушима.
Рост отдельных республик, областей, краев показал способность всех народностей нашего отечества развивать государственность, экономику и культуру.
Из прежних буржуазных наций у нас развились новые, социалистические нации. Равноправие наций и рас закреплено в советском законодательстве.
Статья 123 Советской Конституции гласит:
Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности п расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения — караются законом.
Многочисленные народности СССР, в состав которых входят разные расовые группы, достигли больших успехов в развитии экономики и культуры.
R качестве одного из многих примеров подъема национальной культуры народов Европейской части СССР упомянем о развитии ее у удмуртов, которых в царской России неправильно называли вотяками. В 1920 г. среди них было еще 80% неграмотных. С образованием Удмуртской АССР была создана национальная письменность на основе русского алфавита. Уже давно преподавание в школе ведется на удмуртском языке, а параллельно изучается и русский язык. Все дети проходят обязательное семилетнее обучение. Успешно развивается своя художественная литература. Удмурты читают на своем языке бессмертные труды К. Маркса, В. И. Ленина, лучшие произведения русской, украинской, белорусской, казахской художественной литературы. Столица Удмуртии (г. Ижевск) стала крупным промышленным и культурным центром: в нем много заводов, пять высших учебных заведений, научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, театры, филармония, радио. В республике удмуртов организована широкая сеть библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений. Успешно растут свои кадры научных и медицинских работников, учителей, инженеров и других специалистов.
В качестве другого примера укажем на развитие культуры у коряков, живущих далеко на северо-востоке Азиатской части СССР и образующих коренное население Корякского национального округа. Среди коряков различают две группы: кочевников-оленеводов и оседлых, занимающихся рыболовством, охотой на морского и сухопутного зверя, сбором ягод.
Социалистическая реконструкция преобразовала давние отрасли хозяйства у коряков, развились новые. Население объединилось в колхозы. В рыболовстве используется моторный флот вместо кожаных лодок — байдар, усовершенствованные орудия лова. Есть моторно-рыболовецкие станции. Созданы рыболовецкие колхозы. У оседлых коряков успешно развивается овощеводство и молочное животноводство. Построены удобные дома, многие поселки электрифицированы и радиофицированы. Разведение оленей поставлено на рациональной основе, осуществляется ветеринарный и зоотехнический надзор. Коряки-оленеводы перешли на оседлость, с оленями передвигаются только пастухи. Создана письменность на основе русского алфавита, издается литература. В основу корякского литературного языка положен диалект чавчувенов — оленных коряков. Дети школьного возраста получают образование, для детей оленеводов есть интернаты. Развернута широкая сеть медицинских учреждений. Выросли национальные кадры партийных и советских работников, учителей, техников, медработников с высшим образованием.
Во всех союзных республиках, кроме Молдавской, имеются свои академии наук. До Октябрьской революции на национальных языках выпускалась небольшая часть общего числа книг. Ныне в СССР печатание литературы ведется на 120 языках, из них на 40 языках народов, которые до революции не имели письменности.
Вершин искусства достигли многие представители ранее бесправных народов СССР. Вдохновенные творения таких поэтов, как Джамбул, Сулейман Сталъский, широко известны советскому пароду. Песни Джамбула поются и на русском языке, его Песни дружбы и гнева переведены на иностранные языки. Советская культура проникает в демократические страны и способствует их прогрессивному развитию. Ее дыхание все шире и глубже чувствуется также в капиталистических странах.
В Советском Союзе на мощной социально-экономической основе ведется громадное строительство, осуществляемое по плану, намеченному партией и правительством. Все пароды вашей страны в дружном единении вносят в строительство свой вклад инициативного и беззаветного труда. Все это обеспечивает постоянное расширение производства материальных ценностей, увеличивает благосостояние народных масс, поднимает их культурный уровень. Не удивительно, что в сознании народов всех стран быстро растут симпатии к Советскому Союзу.
Распространяемые империалистами расистские теории сеют рознь и вражду между народами. Эту человеконенавистническую идеологию империализма побеждает все шире распространяющаяся среди народов мира идеология равноправия рас и наций, составляющая важный элемент глубоко гуманной политики мира и сосуществования государств с различным социальным строем.

 

2011 Человеческие расы