Человеческие расы  

РАСА И ПСИХИКА

Уже издавна расам неправильно приписывались резкие психические различия. Напомним, что известный шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778) первым из ученых предложил более или менее научную классификацию человеческих рас по их физическим особенностям, но вместе с тем напрасно приписывал, например, азиатскому человеку жестокость, меланхоличность, упрямство и скупость; африканскому — злость, хитрость, лень, равнодушие; европейскому — подвижность, остроумие, изобретательность, т. е. высокие умственные способности. Таким образом Линней -превозносил белую расу над прочими.
Дарвин в отличие от Линнея признавал существование коренного сходства в проявлениях высшей нервной деятельности у людей различных рас. Так, он писал: Жители Огненной Земли считаются одними из низших варваров; между тем, я должен был постоянно удивляться трем из этих туземцев, которые были взяты на борт корабля Бигль, прожили несколько лет в Англии и говорили немного по-английски, — до такой степени они походили на нас по характеру и большинству наших умственных способностей.
Дарвин был очень далек от того, чтобы низкий культурный уровень огнеземельцев объяснять их психическими расовыми особенностями. Напротив, он искал объяснения этому в факторах социального характера: Обитатели Огненной Земли, — пишет он, — были, по всей вероятности, принуждены другими победоносными ордами поселиться в своей негостеприимной стране и могли вследствие этого несколько деградировать.
Говоря о выражении эмоций, или душевных переживаний, с помощью мимической мускулатуры лица, Дарвин приходит к выводу, что у представителей разных человеческих рас сходство или тождество в этом отношении поразительно.
В другом месте Дарвин обращает внимание на факт необычайного подобия форм и способов выработки каменных наконечников для оружия, собранных из самых различных стран земли и относящихся к древним эпохам человечества. Это он объясняет близостью изобретательских и умственных способностей у самых различных человеческих рас еще в прошлые времена.
Мнение о природном коренном различии психики разных рас часто пытаются обосновать тем, что вес мозга в различных расовых группах колеблется в пределах нескольких сотен граммов. Однако о способностях человека никак нельзя судить по весу его мозга. Так, например, известный французский писатель Анатоль Франс имел мозг весом лишь 1017 г, а русский писатель И. С. Тургенев почти в два раза больше — 2012 г.
Выдающиеся люди выходят из самых различных рас. Мао Цзэ-дун является крупнейшим государственным деятелем нового Китая, где шестисотмиллионный парод, свергнувший иго иноземных захватчиков-империалистов и полностью освободившийся от гнета феодализма, занят мирным строительством новой, счастливой жизни. Всемирно известный певец Поль Робсон — виднейший борец за мир, лауреат Сталинской премии За укрепление мира между народами. Подобных примеров можно привести очень много.
Реакционные буржуазные ученые при помощи особых психотехнических испытаний, так называемых.тестов, стремятся показать якобы имеющееся умственное превосходство одной расы над другой. Такие попытки делались не раз и притом без учета разницы в социальном положении, в полученном образовании и воспитании у обследуемых и сравниваемых между собой групп. Подлинные ученые, понятно, относятся к этим тостам резко отрицательно, как к средствам, не пригодным для определения психических способностей.
Существование и наследование психических расовых черт пытались доказать в своих докладах и выступлениях некоторые реакционные немецкие антропологи на Международном конгрессе по антропологии и этнографии, состоявшемся в Копенгагене в августе 1938 г.. В своей проповеди расизма они дошли до утверждения, что австралийцы из-за плохой расовой психики почти вымерли, в то время как маорийцы с острова Новая Зеландия успешно воспринимают европейскую культуру, так как относятся, по мнению этих антропологов, к европеоидной расе.
На том же конгрессе прозвучали, однако, и сильные возражения со стороны ряда его более прогрессивных членов. Они отрицали наличие природных расовых черт в психике и указывали на различия в уровне культуры, которые отражаются на психическом складе племен и народов. Научные данные не согласуются. с утверждениями о существовании особого расового инстинкта, который будто бы вызывает вражду между расами человечества. При благоприятных социальных условиях народы любого расового состава могут создавать передовую культуру и цивилизацию. Психика отдельных людей, их национальный характер, поведение обусловливаются и формируются под преимущественным, решающим влиянием социальной среды: расовые особенности в развитии психической деятельности никакой роли не играют.
Выдающийся русский этнограф и антрополог Николай Николаевич Миклухо-Маклай одной из цепей своего исследования малокультурных народов Океании поставил выяснение уровня их природного интеллекта. Проведя многие годы в дружественном общении с папуасами, он встретился со множеством ярких фактов, подтверждающих наличие у этих обитателей Новой Гвинеи таких же высоких психических особенностей, как и у европейцев. Например, когда Миклухо-Маклай рисовал карту района, в котором он жил, наблюдавший за его работой и до того не знавший карты папуас сразу обнаружил ошибку, допущенную при нанесении береговой линии, и очень точно ее исправил.
Миклухо-Маклай характеризует папуасов как разумных и не лишенных художественного вкуса людей, искусно выделывающих фигурки своих предков и изготовляющих различные орнаменты.
В итоге долголетних антропологических и этнографических исследований, сделавших труды Миклухо-Маклая классическими, он неопровержимо доказал, что папуасы вполне способны к безграничному культурному развитию. В этом отношении они ничуть не уступают европейцам.
Исследования Миклухо-Маклая вскрыли ненаучность и предвзятость мнения расистов о природной неспособности темнокожих рас к творческому освоению накопленного человечеством духовного богатства. Всю свою короткую жизнь Миклухо-Маклай посвятил борьбе за идею о биологической равноценности человеческих рас. Он считал людей всех рас в полной
мере способными к высшим достижениям в области культуры. Принципы прогрессивной научной и общественной деятельности Миклухо-Маклая развились в то время, когда формировались революционно-демократические взгляды крупнейшего русского мыслителя Николая Гавриловича Чернышевского, специально интересовавшегося вопросами о человеческих расах. Чернышевский, останавливая свое внимание на чертах расового различия и сходства, отрицал утверждения расистов о физической и психической неравноценности человеческих рас. Он отвергал влияние расы на историческое развитие и па примере рабства негров в США раскрыл реакционную сущность расизма. В своих воззрениях на расы и расизм Чернышевский опирался на прочные научные данные. Среди последних он особенно высоко у
ставил достижения физиологии нервной системы, ярко обозначившиеся в русской науке благодаря гениальным трудам Ивана Михайловича Сеченова. Отвергая постулат расизма о психической неравноценности человеческих рас, И. М. Сеченов писал: Основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать остаются неизменными в различные эпохи его исторического существования, не завися в то же время ни от расы, ни от географического положения, ни от степени культуры. Только при этом становится попятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара1, к каким бы расам они ни принадлежали; только при этом становится для нас возможным понимать мысли, чувства и поступки наших предков в отдельные эпохи.

 

2011 Человеческие расы