Человеческие расы  

СМЕШЕНИЕ (МЕТИСАЦИЯ)

Ярким примером влияния общественно-экономического хода развития человечества на его расы может служить процесс их смешения, идущий издавна и ныне принимающий огромные размеры.
Многочисленные примеры образования смешанных народов и племен можно найти в Америке, Африке, Азии и Австралии.
Так, в Мексике из 18 млн. населения около половины составляют метисы от браков между индейцами и европейцами. В Колумбии почти все население произошло в результате метисации местного индейского населения с пришлым европейским.
Смешение представителей различных рас происходит легко, без всяких анатомо-физиологических преград. Метисы оказываются не только вполне здоровыми, по и дают нормальное потомство. Известны многочисленные метисы между европейцами и неграми, неграми и китайцами, индейцами и европейцами, европейцами и австралийцами. Описаны тройные и еще более сложные метисы между неграми, европейцами и индейцами в Южной Америке.
Некоторые человеческие расы в результате длительного смешения дали промежуточные контактные группы типов. В качестве примера можно назвать уральскую группу (представители — часть манси и хантов). Она сложилась в процессе смешения европеоидов и монголоидов. Сюда же примыкают лопари, или саамы, и марийцы. По крайней мере половина человечества является в расовом отношении сильно смешанной.
Беспрепятственная метисация человеческих рас, распространяющаяся на все более и более широкие круги человечества, свидетельствует о единстве их происхождения. Этот факт показывает научную несостоятельность расистских теорий, отвергающих кровное родство людей разных рас.
При смешении рас большинство признаков, как установлено. антропологами, имеет промежуточный характер. При этом с течением времени складываются устойчивые группы антропологических типов, получившие название контактных.
Метисация происходит нередко от того, что в силу более быстрого общественно-экономического развития какая-нибудь группа усиленно размножается и, распространяясь вокруг, вбирает в свой состав соседние группы.
Сказанное о влиянии фактора смешения свидетельствует в пользу того, что человеческие расы не представляют собой стадий превращения в вид. Только лишь зачинаясь, они уже смешиваются с другими. В более далеком прошлом некоторые расы проходили, возможно, и более полное развитие. Но уже тогда общественно-экономические влияния, хотя и более слабые, чем в позднейшие эпохи, модифицировали процесс расообразования, нивелировали одни и усиливали другие расовые различия и их комплексы. Этим отчасти объясняется то, что расы представляются более или менее обособленными. Кроме того, обособленность рас зависит от меньшей или большей степени их вовлеченности в процесс метисации.
Начавшийся еще в верхнем палеолите и все усиливающийся процесс метисации на протяжении последних тысячелетий приводил и приводит к прогрессивному увеличению количества промежуточных групп и ко псе более тесному, вторичному единству телесного типа человечества и его рас. Таким образом, фактор смешения уже теряет свое значение для дифференциации рас.
Вместе с тем отдельные группы антропологических типов, как, например, арктическая (эскимосская), пигмейская, австралийская, длительные сроки находились в условиях изоляции, которая вела к усилению свойственных им расовых особенностей. Но за последние пятьсот лет даже эти сравнительно изолированные группы потеряли свою так называемую расовую чистоту, и в настоящее время чистых рас по существу уже нигде нет. Миф о чистой расе — это выдумка расистов, противоречащая фактическим научным данным. Во всяком случае степень расовой чистоты или смешанности народов никогда не играла и не играет никакой роли в их социально-экономическом и культурном развитии.
Внутри ископаемого человечества расы, вероятно, тоже испытывали процесс смешения, хотя и далеко не в такой сильной степени, как в наше время. Об этом, возможно, свидетельствуют находки неандертальцев в пещерах Схул и Табун на горе Кармел (Палестина), где заметно значительное разнообразие физического типа в группах древних людей. Вероятно, некоторые из неандертальцев могли смешиваться и с появлявшимися из их недр группами людей современного типа строения тела.
Границы между подавляющим большинством расовых групп уже стерты процессом метисации. Можно полагать, что антропологические типы и их группы перемешаются и исчезнут раньше, чем малые и большие расы. Крупные массивы той или иной большой расы, например группа китайцев, состоящая из 600 млн. человек, либо такие обособленные группы, как эскимосская или пигмейская, еще долго могут оставаться относительно менее затронутыми смешением.
В свете сказанного можно полагать, что фактор метисации имеет особенно большое значение теперь, в великую эпоху общественно-экономических преобразований в современном человечестве, когда расовые барьеры уже снимаются в ряде стран. Отсюда мы можем сделать еще один вывод, а именно, что сила действия того или иного фактора расообразования сильно меняется в ходе развития человеческого общества. Если природная изоляция и естественный отбор когда-то играли важную роль в расообразовании, то позже на первый план выступило смешение рас и антропологических типов. Можно даже высказать такую мысль, что метисация из фактора расообразовательного ныне часто превращается в фактор, устраняющий расовые различия.
Подведем итоги. Развитие человека и его рас шло под различными влияниями, причем общественно-экономические факторы в конце концов начали перекрывать биологические и даже приводить некоторые из последних к почти полному прекращению их действия.
В этом плане следует рассматривать и такой коренной вопрос, как влияние среды природной и среды общественной на расообразовапие. И у древнейших людей и у неандертальцев прямое влияние природной среды было более сильным, расовые особенности имели более приспособительный характер, еще продолжал действовать естественный отбор. На формирование больших рас современного человечества эта среда могла влиять уже меньше, хотя еще и довольно заметно. Современные малые расы и неконтактные группы антропологических типов отражают природные влияния в еще меньшей мере; их особенности складываются все больше и больше под воздействием среды общественной.
В связи с этим и граница между влияниями природы и общества изменяет свое положение в ходе эволюции человека и его рас, если только можно говорить о чем-то разделяющем природные и социальные факторы, которые действуют совместно в антропогенезе и расогенезе и будут еще взаимосвязанно влиять на заключительном этапе исчезновения рас.

 

2011 Человеческие расы